Главная » 2016 » Октябрь » 21 » Святоотеческое учение о смерти
11:37
Святоотеческое учение о смерти

Святоотеческое учение о смерти

Содержание
Введение
1. Состояние души с момента смерти по 9-й день
2. Второй экзамен или так называемые мытарства
3. Состояние души после сорокового дня
Заключение
(предназначалось для студентов философского факультета)

Как ни странно, но именно на обнищавшем духовно Западе в начале прошлого века группа верующих врачей из Америки начала спор с секулярным миром о бессмертии души и жизни после смерти. Работая в больнице для туберкулёзных больных, они начали на сверхточных весах того времени взвешивать умирающих пациентов. После более чем сотни опытов группа заявила о своих выводах: вес души человека колеблется от 5 до 27 гр. Уже в постсоветское время ученые из Литвы под руководством д-ра Кугиса проводили подобные опыты в одной из клиник Вильнюса. Вывод — душа весит от 3 до 7 гр. В отделе округа Кук штата Иллинойс были произведены подобные исследования и обнародованы результаты их наблюдений в этой же сфере: покинувшая тело энергетическая субстанция имела вес в пределах от 9 до 12 грамм. Более всего был интересен тот факт, что если действия реаниматоров оканчивались успешно (то есть человек оживал) его вес становился прежним….

Поскольку всё это представляло собой резкий отход от преобладающего в современных медицинских кругах взгляда на жизнь и, по сути являлось запретной темой для обсуждения, но было заявлено, как научный феномен, пришлось искать объяснения. Переворот совершил труд д-ра Р. Моуди  — его книга «Жизнь после смерти». Вышедшая затем серия трудов д-ра Кюблер-Росс Э. просто взорвала дарвинистское сознание западного человека [человеку, интересующемуся богословским осмыслением эволюции очень рекомендуем прочесть книгу убиенного Даниила Сысоева «Летопись начала» прим. редактора].

В наше время в США и Европе существует раздел научной медицины, который и занимается этой проблемой. Есть свои аспиранты и докторанты…. Как раз тот непреложный факт и убеждения любой религии, имеющий основу Веры и тысячелетнюю историю в развитии человечества сегодня приходится доказывать принявшим обезьянье родословие. Даже сатанисты и те верят в Вечность и готовятся войти в неё, правда довольно своеобразно. Единственная массовая религия  — Атеизм отрицает Вечную Жизнь, но тем не менее пропагандирует свою вечность  — вечность смерти.

Уже более чем полвека назад д-ра Морис, Моуди , Роулинз, Росс и некоторые другие положили начало новому течению в науке. получившее название  — «Жизнь после Жизни».  Сегодня, с точки зрения множества фактов, опытов и исследований, можно уверенно заявить, что существование Души человека является бесспорной научной Истиной, и именно Душа продолжает жить вне тела человека после его смерти.

Как ни пытались материалисты убедить человеческое сообщество в том , что мы производная от Обезьяны только с компьютером в голове, в действительности, человек не только масса мышц и костей, но еще и невидимая, самосознающая, не уничтожимая личность, которую именуют Душа.

К этому можно добавить, что Душа имеет две формы существования:
1. В теле. Душа с телом и есть плоть человека (не путать с Духом!).
2. Таинственная форма существования Души, которая начинается сразу же после смерти тела.
Только Христианство а, именно Христианство Православное,  позволяет приоткрыть завесу тайны, о которой сегодня спорят люди не познавшие, к сожалению, Истины. В этой попытке объяснить Святоотеческое Учение о смерти, изложенное в трудах Отцов Восточной Церкви и Св. Писания, попытаюсь предложить его в изложении современности.

Состояние души с момента исхода по девятый день.

Во втором Послании к Корин. [ср. 2 Кор. 5:1] Апостол Павел утверждает, что тело человека служит домом для души. До грехопадения люди обладали телом духовным (по сравнению с настоящим), хотя всё же и оно было материальным. В книге Бытие, главе 3, стих 21 мы читаем: И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их [Быт. 3:21].

О чём здесь идёт речь? Не о том ли, что было изменено тело первых людей…. Можно сказать, что материя и Дух взаимоисключающие друг друга вещи, но, по Христианскому Учению,  —  нет! Это видно на примере Воскресшего Спасителя. Он легко проходил сквозь стены, перемещался в пространстве, но ел хлеб, рыбу и мёд, и Сам говорил: Осяжите Меня и рассмотрите; ибо Дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня [ср. Лк.24:39].

В настоящее время в связи с более глубоким научным пониманием пространства и времени можно предполагать, что Душа, будучи духовной в нашем понимании, также может иметь вполне видимое материальное тело, когда покидает плоть человека и входит в иные миры, вне нашего трёхмерного пространства. Только выйдя из тела, человек способен лицезреть горний мир лицом к лицу, об этом пишет Ап. Павел: Сегодня же мы можем говорить обо всём гадательно, как сквозь тусклое стекло [ср. 1 Кор. 13:12].

Ни у католиков, ни, тем более, у протестантов нет логического учения о посмертном состоянии Души.

Рассмотрим же, что говорят об этом Отцы нашей Матери Церкви.

Соприкосновение человека с горним миром нередко начинается уже перед смертью, и душа человека начинает приходить в полное недоумение перед открывающейся перед ней действительностью.

Учение Церкви утверждает, что после выхода из тела, Душа может пребывать в условиях земного душевного притяжения. Всё зависит от того, как и чем жил человек, чем питал свою Душу, от чего страдал, что или кого славил, кому кланялся в своей земной жизни, от чего зависел, что любил и что ненавидел. Выйдя из тела, не всякая Душа способна отказаться от своих земных привычек, привязанностей, родных и близких, и первые 3 дня (в земном измерении) Душа может стремиться туда, к чему во время земной жизни было прилеплено сердце человека.

Если это был праведник, любящий Господа и служащий Ему, можно предположить, что таковую Душу мало что будет удерживать в воздушном пространстве. Но, если Душа кипела страстями, любила есть и пить. предавалась порокам, то не ошибёмся, если предположим. что таковая будет метаться по местам своих привязанностей и всего того , что ценила выше всего в своей земной жизни.

В Постановлениях Апостольских 4 века мы находим указания для поминовения новопреставленных в 3-й 9-й и 40-й дни после исхода (смерти), а также в годовщину смерти.

Существует Предание, что преп. Макарий Александрийский спросил у Ангела: «Какая польза от поминовения в эти дни, и почему нужно молиться в эти дни?» Ангел ответил: «Когда на третий день в Церкви бывает Приношение, то Душа получает облегчение от скорби и страха по поводу разлучения с телом. Двое суток Душа может находиться в околовоздушном пространстве (т. н. астрале у эзотериков) и посещать любимые места и людей, особенно места насыщения приобретенными страстями.

Используя этот пример, можно предположить что происходит с алчущей Душой: ведь смерть не отнимает способность чувствовать ибо чувства остаются в Душе.

Третий день — это полный отрыв от всего земного и так называемое восхождение для поклонения Богу, после чего, если Душа не была однозначно святой, то есть была не Христоцентрично ориентирована во время земной командировки, она вступает в шестидневное путешествие, водимая Ангелом для созерцания красоты Рая.
Затем день девятый, в который снова Душа возносится на поклонению Богу, после чего вступает в область преисподней, где ужасается, видя муки грешников, шествуя по местам воздаяния за неправильную земную ориентацию.

И, наконец,  день сороковой, в который Душа получает определение своей участи нахождения в тех условиях Вечности, которые выбрала сама своей земной жизнью.

К счастью, это временный акт, условия которого имеют силу только до Страшного Суда и могут быть изменены по молитвам Церкви и помощи живущих.

Так выглядит учение, полученное преп. Макарием от Ангела, и казалось бы всё предельно ясно. Но не совсем. А как же слова Иисуса Христа: Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь [Ин. 5:24]

Давайте вернемся в первые два дня….

В своей работе»Дух. Душа. Тело» Архиеп. Свят. Лука Войно-Войсенецкий сообщает о разного рода контактах во сне и наяву с умершими людьми. Ещё более подробно об этом пишет В. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта». Лично мне довелось быть свидетелем рассказа одной женщины о том, что на следующий день после своей смерти ей приснился покойный муж и поведал, где лежала крупная денежная заначка, что и было подтверждено находкой. В этот момент семья нуждалась материально. Конечно, это из ряда выходящий случай, нельзя не только искать контакты с миром запредельного, но и всячески избегать и не доверять информации, полученной во сне или другим способом из сферы за гранью видимого.

Здесь можно было бы привести сотни примеров, подтверждающих реальность вышеописанного Расшифровывая смысл шестодневного пребывания в Раю, можно сказать , что именно отсюда и начинается сдача жизненного экзамена для вхождения в Вечную Жизнь. Всё, что творила Душа, живя в теле, все те таланты, что приобрела или закопала, каждое слово и дело скажет что-то во оправдание или во осуждение.

Сразу же надо оговориться, что всё это голый субъективизм: человеческое представление и попытка объяснить мир Духовный, это своеобразная уступка нашему слабому восприятию Вечности. Оно аллегорично, но, тем не менее, прекрасно для ума современного человека. «Земные вещи здесь принимай за самое слабое изображение Небесных» [наставление, какое сделал ангел преподобному Макарию Александрийскому, едва только начинал речь о мытарствах  — прим. ред]. Душа человека всё же создание небесное, Небо  — её дом! Мир Духовный для неё родной. Но! Чрез странствия в теле по галактической колыме (земля  — ссылка для людей) Душа способна стать как святой и рваться В Вечность Славы, и так же способна стать слугой дьявола и стремиться туда, куда её влекут страсти, которым она стала рабой.

Так что же может происходить за чертой жизни? Как происходит отбор? После оставления тела Душа получает способность видеть духовный мир  — у неё открываются духовные очи, она начинает видеть запредельный мир лицом к лицу, т.е. не по ощущениям, не гадательно. а так как он есть в действительности! И здесь Душа приобретает свойство стать сопричастной познаваемому. Сопричастность означает единение познающего с познаваемым. Душа вступает в непосредственное общение с миром духов, т.к. она сама такой же дух, и соединяется она с теми духами, которым она в наибольшей степени подобна по своему духовному устроению. Каждая добродетель имеет своего Духа  — своего Ангела и каждая страсть так же имеет своего ангела-куратора (демона или беса). Многие Отцы утверждают, что во время созерцания Рая и происходит испытание Души на познание и причастность к добру и приобретение Даров Святого Духа. Именно здесь и выявляется, какие добрые свойства приобрела Душа за время своей земной командировки.

Священное Писание говорит, что перерыва в жизни Души, связанного со смертью, не бывает, если умер человек с ненавистью в сердце, то это же чувство будет рвать его и в Вечности. Личность продолжает жить в ином мире такой, какой она была в момент перехода. «В чём застану, в том и сужу»- говорит Спаситель [так называемая аграфа  — изречение Господа нашего Иисуса Христа, не вошедшее в четыре Евангелия, а дошедшее через творения древних христианских авторов ].

Жизнь на земле лишь начало, это как бы жизнь в утробе, затем наступает жизнь за пределом земной жизни — собирание плодов жизни. Вот почему очень важно перейти этот порог в состоянии Мира, Покоя, Веры, Надежды, Любви…

«Состояние Личности в момент Смерти важнее всей предыдущей Жизни»: пример благоразумного разбойника подтверждает этот важный духовный закон. блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними [Откровение Иоанна Богослова 14:13].

Свят. Григорий Двоеслов:»Часто на грани смерти Душа узнаёт тех, с кем она будет разделять небесное жилище за аналогичную награду или наказание»

Вот здесь необходимо подробнее рассмотреть время пребывания Души в период с третьего по девятый день.
В течении этого периода (шести дней) происходит испытание Души на принадлежность её к Добру, Вере, Радости, Целомудрию, Милосердию, Правде, Милостыне, Честности, Красоте, Верности и мн. др. 22. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона [Послание к Галатам 5:22-23].

Испытание Души на приобретение Даров Святого Духа также можно назвать прохождением мытарств, только здесь душа видит не демонов, обличающих и глумящихся, а светлых Ангелов, сострадающих и поддерживающих. И хотя нет здесь угроз и страха, страданий и стыда, а есть величайшая Любовь и излучение всех возможных добродетелей, не стоит думать ,что сдача этого экзамена легка и приятна. Душа испытывается на Добро. Она сдаёт экзамен на приобретение человечности [Мтф. 25:32-46].

Что приобрела она Евангельского, какой дух овладел её фибрами, каким идолам служила она во время своего земного странствия…. Происходит испытание дарами Святого Духа. Личность встречается с ликами всех Добродетелей. Например оказывается пред лицом Милосердия, Правды, Честности,… воспримет ли их Душа, как ту духовную ценность, к которой стремилась, искала или хотя бы молилась о их приобретении, даже если и не смогла в полноте осуществить своё влечение к ним из-за земных препятствий.

А может, встав перед лицом Целомудрия, Кротости, Воздержания, просто отвернется, убежит от них, не находя в них ничего достойного, приятного, своего, как не имеющая в себе ничего подобного. А если собственная нераскаянная, неисповедаванная жестокость прикоснётся к Любви, Прощению — то не рванет ли такая Душа прочь?!

В результате такой проверки Душа без розовых очков ханжества и лицемерия увидит всё своё действительное добро. Увидит подлинное лицо своих добродетелей, и, возможно, многие поймут, что вся их вера, любовь и благочестие не выходили за стены Храма и не имели никакого воплощения в жизни. В этом состоянии у Души нет вспомогательных земных средств: Страха, Позора, Воли, милиции, соседей, гордости….. Есть только она одна, наполненная либо грузом страстей, либо Духом, толкающим в Небеса.

Именно это время будет иметь для Души огромное определяющее значение для её будущего самоопределения. Душа, в земной жизни искавшая Бога, без сомнений сразу же устремится к Дарам Святого Духа! Как к той драгоценной Святыне, которую искала в своих добрых делах.

Душа такого человека (Христианина) не попадет и не проходит испытание на принадлежность ко злу. Душа истинного Православного Христианина , живущего по заповедям Иисуса Христа и Евангельской совести уже на 9-й день (по земным меркам) восходит в Царство Любви и Славы, чтобы разделить эту радость со всеми Святыми.

АМИНЬ!

далее Второй экзамен…
продолжение возможно….

Для непрошедшей испытания и не выдерживавшей экзамен на приобретение Евангельских добродетелей Души, предлагается еще одна попытка осознать меру своей никчемности и возопить к Богу для Спасения. Душа восходит в область страстей , пороков и всего бесовского. Здесь можно увидеть себя в антитезисе Вечности.

Речь пойдёт о так называемых мытарствах. Сразу же особо подчеркиваю — Учение  о Мытарствах — голый субъективизм, не являющийся и не принятый Церковью в свой Канон.

Это наш православный фэнтези с элементами ужасов, ныне запрещенный к распространению и проповеди.  Поэтому мы оставим в покое сны не без известного послушника и примем во внимание только лишь психологические аспекты свойств души человеческой, обозначенных в 20 судах Совести. Это не область  наказания  за грехи (как чистилище у католиков), а последнее горькое лекарство для пораженной Души.

Для тех, кто не только отдавался страстям, не боролся с ними, а напротив, гордился ими, хвалился ими, для таких испытание Совестью представляет собой абсолютное, совершенное средство увидеть глубину своего падения, и, осознав, завопить  ко Христу.

Без такого осознания спастись невозможно!

При прохождении этих экзаменов  за  прошедшую жизнь в Душе откроются все страсти, всё зло, и те, кто стоял за ними  и подталкивал к их совершению.

Наверное, многие знают, что такое огонь гнева, зависти, ревности, алчности, похоти, гордости и т.п.
Что происходит с человеком  когда им овладевает страсть? Куда пропадает разум, здравомыслие, рассуждение,  любовь?

А если в сердце поселяется похоть или гнев, а если Душа покоряется  алчности, то что значит тогда совесть, стыд,  даже собственное здоровье и благополучие, и даже порой свобода и даже сама жизнь, как ни странно,  ничего не значат.

Во истину блажен тот, кто никогда не испытывал подобного!  Но это здесь на земле, где масса сдерживающих факторов. А там в Вечности? Ведь после исхода из тела у Души отнимается  воля, страх, стыд, нет  милиции, родителей, тюрьмы или тёщи.

Только Личность со своими не искорененными страстями, только рабство своих пороков и сами страсти, предлагаемые душе в их чистом виде, во всей притягательности и силе.

Порочная душа не способна видеть свет, не понимает и не может принять Евангелие и, следовательно, не может судить духовно.

Её рассудок— всегда раб страстей. При испытании в Душе обнажится действие тех страстей, которые человек лелеял в своей земной жизни:  чревоугодие , блуд, зависть…

И тот, кто не боролся с грехом в своей жизни, для кого страсть была смыслом, утешением  и целью во время земного странствия, тот не сможет устоять перед лицом бесовских искушений, и бросится на предлагаемую страсть, как голодный окунь на приманку.

Примерно  так можно было бы аллегорично представить прохождение и объяснить срыв Души на т.н. мытарствах,  и нисподание в лоно неугасимого и ничем  неутолимого  огня горения своей страстью.

И если во время пребывания на земном участке  страсть можно утолить, скрыть, насытить, питать незаметно для других, даже победить, то в горнем мире для такой Души открываются  муки Тантала.

Мы возьмем за прохождения теста » Житие Преп. Феодоры.»
как прекрасное средство увидеть себя и умственно пройти 20 перевалов страстей, 20 порогов совести.

Испытание   первое:  празднословие                                                            

Даже языческие мудрецы называют  празднословие матерью всех пороков.   Язык  — это неудержимое зло [ср. Иак.3:8 ]

Празднословие со слав. означает «пустой». Пустой разговор не имеет полезного содержания, эти разговоры не ведут к пользе, в них мы, в лучшем случае, просто убиваем время, вместо того, чтобы питать Душу духовным или полезным.

Празднословие бич всех слоёв общества, это признак бездуховного пользования божественным даром Слова.

Сюда относятся : сплетни, пересуды, пересказы слухов, Обещания кандидатов в депутаты и президенты.   Господь предостерег нас: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься [Мтф.12:36-37].  » При многословии не миновать греха».

Здесь же душа проверяется на тягу к сквернословию. Сквернословие это речь, наполненная неприличными  выражениями, непристойными   словами, бранью, матом. Это мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, что мерзит плотски и духовно, всё богопротивное.

По утверждению исследований ученых Гарвардского университета : «Постоянное употребление мата  способно изменить структуру ДНК человека.»

Более того, сквернословя, человек вступает в область падших ангелов,  соединяясь с ними духовно.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: ЛОЖЬ

утверждение заведомо несоответствующее Истине и высказанное в таком виде сознательно.

В  повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации с целью создания или поддержания в другом человеке или  обществе убеждения, которые сам передающий считает несоответствующими истине.

В мире, однако, существуют всем понятные  выражения: «Святая ложь, ложь во спасение и т.д.»   В Евангелии  Христос называет  сатану  человекоубийцей и отцом лжи.   Хотелось  бы увидеть тех, кто перепрыгнул через 2 ступени сразу на третью….
ВОПРОС 3: ОСУЖДЕНИЕ И КЛЕВЕТА

Осуждение-порицание ближнего или неизвестного, пристрастные слова о нем, не дающие возможности измениться, выносящие окончательный суд. Осуждение и суждение родные сестры, грань между ними видна только духовным.
ПРИМЕР: Баба Клава и тетка Катя на лавочке у подъезда обсуждают совещание Большой восьмёрки… на горизонте появляется сосед Николай. Реакция Б. Клавы :»Опять Коля выпивший, жаль его, хороший человек.» (СУЖДЕНИЕ)

Т. Катя: «Алкаш проклятый, так и сдохнет от водки без покаяния» (ОСУЖДЕНИЕ)

Осуждающие выносят приговор и берут на себя функции Бога.

Клевета-заведомо ложная порочащая  информация или распространение заведомо ложных  сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.   …Низвержен клеветник братьев наших, клеветавший на них пред  Богом нашим день и ночь [ср. Откр.12:10].

Диавол назван клеветником и ангелы его так же.

Лукавое подозрение о брате или сестре, злоречие, осуждение , пересуды, критика высказанная за глаза  это всё грани  этого явления. Причиной клеветы являются: злое сердце, ненависть, гордость, зависть, празднословие, ревность, пьянство.

 

СТУПЕНЬ ЧЕТВЕРТАЯ:  ОБЪЕДЕНИЕ И ПЬЯНСТВО

Священное Писание чётко разграничивает умеренное употребление алкоголя и пьянство,т.е.полная или частичная зависимость от алкоголя.

Христианство не  призывает к полному воздержанию от алкоголя, религией сухого закона является ислам.   НО! всё же:  Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом [Притчи 23:20]

Пьянство  одна из составляющих чревоугодия.

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно [Лк. 21:34]

Пользуясь святоотеческой терминологией разделим на две группы понятие объядение.

1. Чревобесие. Присуще больше мужчинам. употребление пищи под завязку, до отвала.

2. Гортанобесие приготовление и смакование кулинарных изысков и лакомств. ( Страдают больше женщины.) Всё это приводит душу человека в отклонение от путей Спасения.  В психологическом понимании страсти Чревоугодия можно допустить: все аспекты моды, новые течения в омоложении , пластические операции, неумеренное воздействие косметики, не возрастное увеличение потенции…. и т.д. и т.п.

Давайте продолжим…
СУД ПЯТЫЙ:  ЛЕНОСТЬ

В психологическом понимании (как меня учили) Лень и Леность имеют следующие психологические различия :  Лень это проявленное действие  в отношении конкретной ситуации.

Леность уже черта характера, или более того, отношение к жизни, проявляющаяся во всех сферах жизни.  Особенно опасно, когда речь идет о духовном совершенствовании человека в молитве, посещении служб, изучения Евангелия.
Перевал шестой: ВОРОВСТВО

НЕ КРАДИ! [Исх.20:15]

Воровство всегда каралось и законом и людьми.  Воровство является быстрым и легким способом приобретения богатства или желаемого. К воровству также можно отнести: присвоение себе чужой  материальной или интеллектуальной собственности без ведома хозяина, не возвращение долгов, неуплата налогов, обман при расчете с наемниками. [ср. Иак.5:1- Иез.18:12]

Неправильный вес в торговле [ср. Прит.11:1]. Неоплата проезда в общественном транспорте, кража электроэнергии..

Вор попадает под проклятие, которое может разрушить его жизнь. [ср. Втор.27:17]. Воровство опасно тем, что вор может потерять на земле или в вечности в семь раз более украденного. [ср. Прит.6:30-31].   Воры Царства Небесного не наследуют [ср. 1.Кор.6:9-10].


Седьмой Суд Совести: сребролюбие и скупость

Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям [1 Тим.6:10] Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть  [Ап.Павел Евр.13:5].      Сребролюбие   любовь к деньгам и не только.

Это прежде всего желание обогащения и  имение возможности получать желаемое с помощью денег.   Христианин, служащий Богу служит Ему, в том числе и своими деньгами.  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу [1 Тим. 6:9].

СКУПОСТЬ.  Чрезмерная бережливость, нелюбовь к тратам, издержкам, расходованию своего имущества. Слова синонимы: жадность, жмотство, копеечность, крохоборство, плюшкинство, прижимистость, скаредность, скряжность….    «Скупость-это постоянная бедность из-за страха перед нищетой»(О. Бальзак).

Выражается в нежелании помочь при имеющейся возможности это сделать, поделиться чем-то, расстаться даже с ненужным.   Разновидность жадности, признак Души негодной для Вечности  

Вопрос №8: ЛИХОИМСТВО, ЛЕСТЬ.

Лихоимство  преступная деятельность, духовная страсть, заключающаяся в приобретении выгоды за счет затруднительного положения ближнего, страсть иметь больше и больше без нравственного разбора, признак безбожия и неверия. Сюда же можно отнести: скупка краденного, подделка документов с целью кражи или обмана,торговля алкоголем, оружием, наркотиками, сутенерство, нарушение норм морали  и нравственности ради денег, продажа по завышенной цене, ростовщичество, обращение в свою пользу чужих имущества или труда, взяточничество.

Превращает человека в существо без всяких моральных устоев и делает, по словам И. Златоуста, хуже зверя.

«ЛЕСТЬ никогда не исходит из великих душ  она удел мелких душонок, умеющих становиться ещё мельче, чтобы войти в жизненную среду важной персоны, к которой они тяготеют»(Оноре де Бальзак).

Лесть  это похвала с какой-либо корыстной целью.  Психологически лесть разделяют: лесть тонкая, грубая лесть, шутливая лесть, лесть дежурная, лесть саркастичная, особенно страшна лесть злодею.  Лесть с целью манипулирования, является грехом.
 

Неправда и Тщеславие: девятые врата

Неправда и ложь — родные сестры. точнее всё же было бы сказать, что ложь рождает неправду. Неправда бывает разного рода: от неправды жизни личности или целого этноса,  неправды идеологии  (коммунизм,…) до неправды исторической, где переплетаются судьбы народов…

Тщеславие   — та же неправда, только облеченная  в действие и носимая уже человеком.

Выражается от примитивизма (подражание моде),  до полной зависимости от заморочек общества.

Это глупое, смешное стремление к пустой славе, всегда  рождает лукавство и выражает себя психологически в жажде похвал, нетерпении обличений, упреков, мнительности, подозрительности, злопамятстве, осуждении других, трудности просить прощения, обиде на отсутствие похвал и восхищения, стыду исповедовать свои грехи, самооправдании…

Испытание десятое: ЗАВИСТЬ. Половина пути

Желание обладать чем-то , что есть у другого. Зависть условно делят на: чёрную, доводящую порой до преступления (Каин) . И белую зависть — чувство восхищения,   достижениями другого человека, стремление стать таким же, достичь того же, очень часто тихой сапой перерастает в недовольство и меняет окраску на чёрную.  В психологии есть термин «Серая Зависть» — пограничное чувство, нераспознаваемое человеком.

В данном случае человек может пытаться начать жить чужой жизнью (подражание в одежде, прическе, стили речи, образу жизни) и т.д. Но и тут свои подводные камни  — успехи других могут вызвать на фоне собственной бестолковости апатию, уныние, депрессию. Появляется ропот,  очень тихий, почти подсознательный на то, что есть у других.   Чувство это напрочь выбивает из духовной колеи.
…Не пожелай!  Одно из условий счастливой жизни на земле и после. Зависть — болезнь Души и разума. Введено заповедью Декалога в условие вхождения в Вечность.


Контрольный пункт испытаний №11: ГОРДОСТЬ

Выражается даже в том ,что человек может делать всё то , что по его мнению является отсутствием гордости. Часто является катализатором для совершения подвигов, строительства чудес света, возведения огромных Храмов, одно из сильнейших движителей т.н. прогресса,  присутствует во всех без исключения сферах жизни.

Всегда приводит к духовной смерти.  Матерь всех пороков. Постоянное гиперболизированное состояние  дьявола.  Сионизм, Фашизм, коммунизм, шовинизм  и проч. — дети этого явления. С трудом осознается носителями гордыни. Ни одного   шанса  подойти к Вратам вечности.


ГНЕВ  (неправедный). Ступень двенадцатая

Гнев — это отрицательно окрашенный аффект, направленный  против испытуемой несправедливости, и сопровождается  желанием устранить её  любым путём.  Гнев бывает праведным.

Отцы утверждают, что гнев — это «как пес на страже Души,  предостерегающий  от греха» (Исаак Сирин).  Прекрасный пример праведного гнева — бичевание торгашей Иисусом Христом в  Храме!

Сильно возбужденное состояние духа против ближнего или ситуации.  Закипает в Душе. Аккумулируется в горле (здесь его ещё можно подавить).  После он прорывается к языку и может быть остановлен «стиснув зубы», если же и это не срабатывает, остается только «поджать губы», и расхлёбывать его последствия.

Гнев мужской воспринимается как выражение силы (насилия). Женский, напротив, как выражение слабости и иррациональности .

Гнев женщин непредсказуем и может нести страшные последствия, в виде нетрадиционности  проявлений.
Состояние гнева души человека не дает ему духовно оценить себя и познать меру своего падения.

В Православной Аскетике есть целый набор способов для приведения Души в безгневливое состояние.


ЗЛОПАМЯТСТВО. Тринадцатый переход

Это индивидуально. Психологическая особенность  личности,  состоящая в том, что человек  не  забывает причиненное  ему зло и обиды, не прощает их и способен отомстить при первой возможности.

Злопамятство — есть двойное зло, потому что само оно не имеет никакого извинения пред Богом и не только держит зло в сердце, но и ищет возможности его воплотить.

Господь говорит: а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших [Мтф. 6:15].

Это страшное, уродливое чувство, не дающее человеку надеяться на встречу с Богом и обрести Вечность.


Разбойничество. Четырнадцатый бастион зла

В Православной Аскетике имеет очень широкое значение. Царь Иудеи Агриппа в письме Римскому  императору  перечислял преступления Пилата: «Подкуп, насилие, разбойничество».

Заключается де-юре,  как:  нападение  с целью хищения чужого  имущества, соединенного с насилием  или угрозой насилия, опасным для жизни или здоровья лица, подвергшегося  насилию.

Здесь же: рукоприкладство в семье, неуставные отношения в армии, драки с целью навязывания своей воли, телесные повреждения, принуждения, угрозы расправы, издевательство над младшими, слабыми, инвалидами, юродивыми, прерывание беременности…

Психологически это тип брутальной личности, видящей  смысл и способ достижения своих целей через призму негативного воздействия разного рода, преступающего границы морали и, порой, закона.


КОЛДОВСТВО. Пятнадцатая ступень

Учения и науки, имеющие оккультный источник. Можно отнести:  магию, телекинез, гипноз, гадания разного плана, астрология , экстрасенсорика, спиритизм. Мантика, заклинания, волшебство, чары, ведовство, предсказания, ясновидение, эзотерические учения,  кабалла,  суеверия — всё это считается в Библии  грехом мерзости.

Пример израильского царя Саула, обратившегося к колдунье, прекрасный образец неразумия и последовавшего за ним наказания. Современное общество поражено этими грехами, которые закрывают напрочь вход в Царство Божие. Однако, история свящмч. Киприана показывает нам возможность выхода.


Проверка БЛУДОМ. Шестнадцатая ступень

В Декалоге — это седьмая заповедь. Современное общество устранило Её из списка грехов , сделав одним из актов нормы орально-генитального мышления западного человека.

Нарушение целомудрия до брака, совокупление мужчины и женщины вне освящения браком. Начинается с падения тела, чему очень помогает интернет, порнография, вольное обращение  с противоположным полом, мастурбация при возможностях законного соития. Покрой  одежды особого типа, вызывающий влечение. Поведение, возбуждающее тягу к блуду.


ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ. Семнадцатый этаж …

Нарушение супружеской верности одним из супругов. Кровосмешение. Грех прелюбодеяния разрывает то, что Бог сочетал.

Прелюбодеянием считается также развод с невиновным для заключения нового союза, или,  чтобы иметь свободу для блуда, —  в данном случае несет полную ответственность  виновник развода, такой  новый брак считается прелюбодейным, с вытекающими последствиями.

Психологически блудник всегда находится в состоянии «павлина», либо соматически приобретает зависимость от новых ощущений, либо… впрочем, это сфера действия сексопатолога либо опытного духовника.

Истязание Восемнадцатое. Содомия

Дано по имени одного из библейских городов, проклятых Богом за моральное растление.

Интересен тот мало кому известный факт, почему граждане Содома вели такой аморальный образ жизни, нарушая естество природы и поступая противоестественно…

Содом и Гоморра были расположены в уникальном месте, вокруг была пустыня и бесплодные горы, только в районе этих маленьких государств был настоящий рай. Источники воды, много зелени, плодов и фруктов, масса возможностей для любого гражданина. Но! Рай был ограничен, а желающих стать его жителями – предостаточно.

Вот кому-то  когда-то и пришла в голову дерзкая, богохульная мысль  — любой новый гражданин Содомы должен иметь либо     определенный  имущественный ценз  — т.е. он должен быть очень богат. Под этот закон подходил племянник Авраама Лот, почему он и стал гражданином этого царства без дополнительных условий.  Другие же, не имеющие богатства, должны были пройти акт унижения, став на какое-то время пассивными педерастами.

Иметь половые отношения с женщинами вне брака запрещались, но кандидаты в граждане были доступны без условий, вот откуда и становится понятным моральный распад общества того региона.  Оставляя в покое мерзости  прошлого,  обратим внимание на психологические аспекты отношения к проблеме этого явления сегодня:
— ответственность по отношению к  самому  себе. (Моя личная позиция);
— ответственность по отношению к окружающему миру, обществу,  подрастающему поколению;
— ответственность по отношению к носителям идеологии растления ( на сегодня — это лидеры США и Европы);

В Пос. Рим.1:16-32 Ап. Павел говорит о многих сферах бытия и о причинах морального растления Рима, где и показывает  три ступени растления, которые хорошо прослеживаются в современном западном мире: похоть становится приемлемой.

Удовлетворение похоти становится правом .
Извращения  и удовлетворение их становится нормой.
Далее  происходит  то , что разврат и богохульство прославляются, обществу навязывается то состояние из–за которого и был Потоп.

Содомский грех  — противоестественное извращение, проявляющееся в сексуальном влечении к лицам своего пола.     Причиной греха является неправильное поклонению  Творцу,    либо безбожие.

Идолослужение. ДЕВЯТНАДЦАТАЯ ступень

ИДОЛ  — то, пред чем преклоняются вместо Бога, что отвлекает сердце от Бога. Идол может иметь и материальный и психологический и фантазийный образ. Апостол Павел в Пос. Кол.3:5  называет любостяжание  — идолослужением.   Библия  прямо говорит об истуканах,  и многом другом , что служило  предметом поклонения вместо Бога. И если люди древности чаще всего поклонялись предметам и силам природы, то в последние времена культ идолослужения   приобретает   глобальный характер и выражается в поклонении разного рода учениям, харизматическим личностям, артистам. В принципе, идол всегда живет в сердце, а там может быть что угодно: следование моде, забота о дорогой машине, не говорю о богатстве и проч.

ЕРЕСЬ

С древнегреческого означает: часть, выбор. Не полное учение Евангелия, отсутствие или непонимание некоторых постулатов Учения или пренебрежение ими. Проповедь искаженного Учения, добавление человеческих измышлений. В Деян.Ап.5:17; 15:5 встречаем термины «фарисейская ересь», «саддукейская ересь».  Очень часто ереси исходили из монастырей или от монашествующих.

Богословские ереси  рождались в мужских обителях. Чисто языческие и наивные  — выходили из женских. Да и сейчас их хватает. Мать ереси  — гордыня, незнание Писаний, жажда славы, а главное, непонимание Духа Евангелия.

Сегодня  Церковь поражена ересями:  обрядоверия и клерикализма. Стоит осознать и тот печальный факт, что церковное общество более отдалилось от Христа, чем приблизилось к нему.

Паспорта, чипы, штрих-коды, самопальные акафисты дикого содержания, шовинизм, облаченный в Православие и многое другое  — всё это печальные последствия крещения без просвещения.

Ересь именуется делами  плоти.

Последний Экзамен для Души.№ 20
НЕМИЛОСЕРДИЕ. ЖЕСТОКОСЕРДИЕ

Немилосердие  — неспособность к проявлению жалости, любви , прощению, состраданию.  «Не желание помогать ближнему  есть бесчеловечное и не Христианское чувство. Немилосердие есть  убийство». (Схиарх. Иоанн Маслов).

Жестокосердие рождает  немилосердие. Они суть явления из одного корня… жестокосердие возникает вследствии повседневной грубости, невежества и озлобленности. Душевная близорукость. Свойство души  человека, заключающееся  в холодности, безразличии к страданиям и скорби ближнего. Жестокосердный может испытывать удовольствие и радость от вида скорби другого, и, более того, способен ради этого удовольствия преступать заповеди и нормы морали, тогда это становится проблемой психологов и  психиатров.   Свойства души  демонической личности.

ИБО СУД БЕЗ МИЛОСТИ НЕ ОКАЗАВШЕМУ МИЛОСТИ [Иак. 2:13].

В окончании нашего  психолого-мистического погружения в вопросы нашего душевного наполнения и жизни, можно сказать. Что условный период «после 9-го дня»  — последнее промыслительное средство, благодаря которому Личность, познавшая себя, кто она есть на самом деле,  становится способной  к очищению и оправданию.

«В аду нет неверующих».  В аду все богословствуют» (И. Златоуст).

На каждой ступени Суда   Совести (мытарств) личность познает  степень власти определенной страсти над  собой. Тот, кто не боролся и жил по страсти, срывается и уходит во «тьму кромешную» с ангелом-куратором этой страсти.

Это падение, или, наоборот,  беспрепятственное прохождение мытных  барьеров определяется уже не усилием Воли Личности, а естественным  действием преобладающего в ней Духа. «Самих себя исследуйте,  самих себя испытывайте. В Вере ли вы?» (Ап.  Павел. Увидеть самого себя, свои грехи, свою нечистоту  здесь на земле величайший Дар, а исправить их — огромный подвиг.

К сожалению, для большинства людей только за порогом жизни откроется  их бездна грязи и падения.   Поэтому  сороковой день можно  рассматривать  как ту ступень, на которой Душе во всей полноте открываются все страсти и её бессилие что-либо изменить. И в результате этого понимания  в полном соответствии с духовным состоянием Души и происходит её естественное соединение, либо с Духом Божиим, либо с духами страстей.

Этот момент Церковь называет  Частным Судом Божиим [ср. Евр.9:27].

Частный Суд не имеет ничего общего с судом человеческим , на нем Бог не судит  и не осуждает Душу человека. А сама душа, в соответствии со своим духовным влечением выбирает либо путь восхождения к Богу, либо путь ниспадения в бездну.

Однако, по Учению Церкви, определение сорокового дня не является окончательным. До Страшного Суда Душа имеет возможность изменить своё состояние, не без помощи живущих на земле, разумеется.

В продолжении  — Состояние Души после сорокового дня…

 

В Первом послании к Коринфянам 12:27 Ап. Павел: Вы — тело Христово, а порознь члены.

Это говорит нам, что все верующие во Христа Иисуса, пришедшего во плоти, составляют один живой организм, именуемый Церковью, которая хотя и делится условно на: Торжествующую  и  Воинствующую, всё же живет по принципу, что и клетки  тела человека: более здоровые берут на себя  функции больных, чем и оказывают им реальную помощь.

Как и чем наши молитвы, а особенно жертвы, и ещё более ощутимо, обеты за спасение души  кого-либо,  помогают усопшему?

Тем ли, что мы вопием: «Господи помилуй», и Он становится  более Милостивым?  Конечно, нет!

Прежде всего необходимо помнить, что наши молитвы служат средством очищения нас самих, средством приближения нас к Богу. Мы можем духовно помочь другому, только  соответственно мере нашего личного духовного мира, который обусловлен трудом исполнения заповедей Христовых, силой борьбы со своими страстями  и искренностью Покаяния (изменения).

Только в Боге через Спасителя Иисуса Христа мы можем духовно соединиться с нашими усопшими, и, соответственно нашему усилию (подвигу) Господь освобождает душу покойного  от горения страстей.

Наши молитвы и жертвы являются прямым следствием и подтверждением того факта, что усопший прожил жизнь на земле, оставив после себя и память и Любовь.

К сожалению, отношение к данному вопросу  в наше время выражается в формальном исполнении, так называемого,  молитвенного минимума — записки и ещё раз записки. В результате мы обманываем сами себя и не оказываем усопшему более или менее реальной помощи, если ограничиваемся только словесной оболочкой молитвы, которую доверяем церковно служителям.

Антоний Великий говорил: «В какой степени Душа покоряется греховной страсти, в той и соединяется с демоном страсти».

Если мы желаем принести реальную помощь  отошедшим, необходимо  на земле начать бороться с теми же страстями, которые завладели душой покойного.

После смерти Душа бессильна изменить себя — она лишь пожинает плоды своей жизни, естественно, погружается в  сродную её духовному состоянию среду Вечности. Поэтому очень важно понять, что реально помочь Душе усопшего  мы можем только изменением своей  греховной жизни. Плодами веры, молитвой, постом, милостынею…т.е. необходим подвиг,  воздержание души и тела от греха доброделание, особенно  врагам. И сотворенное всё это во имя Спасения Души кого-либо…

Вот тогда наши записочки и свечечки принесут реальную помощь усопшим. «Ни Крещение, ни отпущение грехов, ни приобщение Таин, ни Причащение и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха».  (И. Златоуст)

Чем чище становится наша Душа, тем в большей степени может измениться и состояние души усопшего, которая с нами и через нас  соединяется с Богом там в той мере, в какой мы Ему приобщаемся здесь, ибо в молитве происходит духовное соединение душ человеческих. И е просто соединение а единениев Боге.

Богословский вопрос о вечных муках и Евангельской Любви нам не может быть понятен до конца. Споткнувшиеся на мытарствах могут, по учению Церкви, в силу молитв за них выйти из кромешной тьмы мук и войти  в Вечность Славы.   Эта возможность простирается до Страшного Суда.

«Царство и геена — суть следствия Милости, которая в своей сущности задуманы Богом по Его вечной благости. А не воздаяния!» (И. Сирин)
Бог не создал смерти  и не радуется гибели живущих.


Заключение

Священное Писание утверждает, что человек гораздо больше, чем плоть и кости, или сочетание химических элементов. Что в теле живёт Душа — та невидимая субстанция, которую ощущает каждый.  И что Душа, в отличие от тела, не умирает и продолжает жить, покинув тело, в совершенно ином мире.

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне [Мтф. 10:28].

Человечество всё  более и более теряет главное для успешной жизни на земле — Веру и жизнь по заповедям.

На наших глазах, буквально за несколько последних десятилетий жизнь  в западном обществе, и в первую очередь, жизнь духовная, принимает абсолютно новый облик.

Материальные успехи человечества в области науки, медицины, естествознания превосходит всякое воображение.

Но тут же можно заметить и парадокс: чем выше комфорт и тяга к жизненным ценностям, тем ниже Духовность. Наблюдается странная патология:
— рост Знаний  при потере Мудрости;
— материальное обогащение при духовном обнищании.
Мы живём в период глубочайшего кризиса религиозного понимания жизни, да и смерти тоже. Мышление человека всё же консервативно, как бы ни бесновалась молодёжь, повзрослев, они сами начинают ругать молодых и следуют проторенными путями предков.

Для того, чтобы изменить миропонимание, человечеству необходимо три, а то и четыре поколения «вбивать»  в голову новые идеи. Мы видим, что ежедневно в мир приходит что-то новое, уровень знаний и материальных возможностей человека  всё выше и выше. Человек   пытается господствовать над миром природы, он научился расщеплять атомы и мечтает научиться жить вечно на земле. Но теряет при этом всём Веру в Бога и правильное понимание, смысл своего нахождения на нашей планете.
Нормы поведения, мораль , заповеди — всё отрицается в угоду новых форм — более лёгких и приятных . «Жить не за что не отвечая» — вот главный постулат нашего времени.

Жить,  даже во многоэтажных  домах , становится холодно, одиноко и страшно. Что случилось с людьми? Ведь сколько раз земляне уже наступали на эти исторические грабли.   Почему в самых обеспеченных странах смертность выше рождаемости? Почему всё больше разводов и брошенных детей? Почему при живых детях старики попадают в дома престарелых? И если наша страна Христианская, то откуда рост детских домов и приютов?

Основная причина  того, что происходит сегодня  с нами — это утрата Веры во всё духовное. И если со смертью кончается всё моё существование, то невозможно даже представить себе более глупого дела, чем сотворение мира…. А поэтому пока ещё есть время, будем есть, пить и веселиться.

Исходя из этого постулата,  общество захлестывает алкоголизм, наркомания, блуд и преступления против человека. Изучайте историю, люди! Взгляните на причину гибели всех империй и цивилизаций на этой планете. Причина была всегда одна — заболевание  и растление Духа в людях.  Губили не столько разврат и пороки, (они были и будут), сколько терпимость и безразличие народа к любому пороку.

Последних Пророков убивают, их  всё меньше и меньше. Также усыпляют и убивают Совесть. Современного человека приучают  верить только осязаемой реальности, всему тому , что могут осязать пять его чувств. Верить такой человек должен в силу своего ума и стремиться к чисто прагматическим целям, к этакому орально-унитазному раю, где высшее достижение не Жизнь с Богом в Вечности, а вечная потенция и хороший «стул».

Материалисты всегда противопоставляли Религии  науку, но, как ни странно,  именно   научная медицина и заговорила о жизни после смерти.

В секулярном обществе лежит глубочайшее табу о феномене Смерти. Большинство людей ничего не знают ни о феномене Смерти, ни того, что ждет человека после выхода из тела.

Православное Христианство всегда настаивало человечеству привести свою жизнь в соответствии с заповедями,  «чтобы не потерпеть урон  в день оный».


Сегодня, как никогда необходимо заявлять о нашей Вере в Вечность, и, если наука будет нам помощником в этом, нужно брать её в союзники.

Для восприятия того, что выше материи, необходимы знания и опыт.  Неверие никогда не было результатом знаний, труднее всего согласиться с верой в Вечную жизнь бывает людям порочным, мнящим о себе. Особенно, если такой ещё и образован.

Порочный человек не может и не хочет видеть Бога, проще всего стать в позу страуса, заявив, что ничего нет и быть не может. Рассудок таких людей — слепой раб своих страстей.

Блез Паскаль: «Последний шаг разума заключается в том, чтобы признать существование множества вещей,  которые выходят за пределы нашего познания, и если разум не приходит к этому, то он весьма слабый».

Религия и наука по-разному называют источник такого познания.  Медлер: «Истинный ученый не может быть неверующим, т.к. естественные законы и законы Бога — одно и тоже».

Детское и школьное обучение устроено так, что невозможно думать о Душе  и Боге, о духовном мире. О философах, ученых  верующих, не говорят ни слова,  даже слова Дарвина переврали. А ведь он заявлял, что «первое звено эволюции приковано к Престолу Всевышнего»,  «Не всё зачатое рождается, но всё рождённое умирает».

Смерть неизбежно случается со всеми живущими на земле организмами. И,  если человек еще не утратил чувство своего особого положения и предназначения во Вселенной, он должен задуматься  и о том, что мы люди — дети Бога, а не животные. И у нас будущее. Там в Вечности,  где наш истинный Дом  и где нас любят и ждут!
АМИНЬ.

Список используемых источников:

1. Книги Ветхого и Нового Заветов.
2. Осипов А. И.  Беседы и лекции
3 . Свт. Игнат. Брянчанинов. 3 том «Слово о Смерти»
4.  Свт. Григорий Двоеслов «Собеседник».
5. Митр. Антоний Сурожский. Жизнь и труды.
6. Свт. Иоан Златоуст. Труды и проповеди.
7. Свт. Феофан Затворник. «Слово о Вере»
8. Авва Дорофей «Душеполезные поучения».
9. Игум. Никон Воробьёв «Записки священника».
10. Гафтара. Мишна.
11. Medikal  news/ N.Y. 1998 #3
12. Life Dr. R. Moudi.

Священник Александр Веремейчик

Просмотров: 2946 | Добавил: VadimB | Теги: Святоотеческое учение о смерти | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar